Мещёра. Часть 1: Урочище Курилово.
t6punzer

… Утро, прохладное августовское утро со свинцовым небом над  головой и моросящим дождём.

И вновь старые добрые лямки так знакомо врезаются в плечи,  идти немного непривычно. Автобусная остановка, зевающие люди ожидают автобус…пиджаки, туфли, галстуки…нет, сегодня это не про меня. Виднеется автобус…

Аккуратно, чтобы никого не задеть, углубляюсь в салон. Остановка, вторая,  третья, становится тесновато. Добираюсь до железнодорожной станции. Электричка: за окном мелькают фонари уличного освещения, в  голове пробегают мысли о предшествующем приключение и каким оно будет

На вокзале не без труда нахожу своего друга, который с  оптимизмом решился сорваться со мной в поход. Вдвоём уже веселее пробираться  сквозь утреннюю толпу спешащих на работу людей. Так мы почти незаметно  оказались в электричке. Впереди ещё 2.5 часа дороги, можно поделиться  приблизительным маршрутом и планами на ближайшее время, а так же немного  подремать. Наконец мы в городе Шатура, осталось совсем чуть-чуть – доехать до  Северной гривы.

Трясущийся ЛИАЗ подъехал к перрону, с трудом пропихнув себя  с рюкзаки сквозь турникет, мы поехали. Через 15 минут после начала движения сквозь открытые форточки в салон  начал проникать запах дыма от горящего торфа. Неужели всё напрасно, подумал я  про себя, неужели вновь загорелся лес? Неприятные мысли не  покидали  голову.  Проезжая заброшенные  торфоразработки был замечен источник дыма: горел сухой торф неподалёку от деревни Долгуша. На всякий случай решил спросить у пассажиров в автобусе, не  горит ли лес в районе Северной гривы и услышав, что на данный момент всё в  норме,  смог расслабиться в кресле.

Спустя, наверное, минут 25 пути мы попали в Северную гриву.  Место, мягко говоря, необычное.

Напоследок решили зайти в местный магазин, ровно  половина которого заброшена,  докупили к  заготовленным запасам провианта ещё банку консервов и что-то незначительное.

Путь лежал мимо одного очень интересного дома. На подходе к  нему  нас встретил очень красивый и необычный пес. Сначала он выпросил у друга  пирожное, купленное ещё в Шатуре и, съев его в одно мгновенье, знатно облаял  нас.

И, собственно, дом.

рядом догнивал такой.

Пройдя  через посёлок насквозь, мы вышли к лесу. И, обернувшись напоследок, окунулись в  Мещёру.

Дорога позади нас.

Первым делом достали карты, примерно прикинули план действия. Уже с  первых сотен метров лес поражал красотой.

Через  пару километров пути добрались до развилки.

Поскольку  времени у нас было достаточно, для начала отправились к 4-му участку.

Оказывается, здесь ещё теплится жизнь.

На  обратном пути напали на огромный черничник с небольшими включениями брусники, объелись вдоволь и с синими  пальцами рук и губами отправились дальше к той развилке.

Теперь нашей целью было урочище Курилово, где мы планировали  переночевать.

На протяжении всей дороги нам встречались указатели и мы  понимали, что двигаемся в правильном направлении, но это было не часто, и на  развилках таких указателей не было, поэтому идти порой приходилось наудачу.

И, да. Этот прекрасный лес...

Странное переплетение берез.

Погода начинала портиться и со  свинцового неба начинали накрапывать крупные капли дождя. Время в пути таяло на глазах,  а мы не совсем понимали, где  находимся. На всякий случай мы взяли с собой автомобильный навигатор, который обусловились доставать в случае крайней необходимости, ввиду того, что батарея  разряжается  очень стремительно. Да и как-то не спортивно двигаться с помощью  таких явных подсказок. Дорога всё больше затягивалась, организм уставал с  непривычки, да и дождь не особо радовал.

В один прекрасный момент обратил внимание на то, что лес начал меняться. Привычная россыпь сосен сменилась густым смешанным лесом и постепенно переходящий в лиственный. А вскоре начал замечать среди деревьев яблони. Я посчитал это хорошим знаком и в этот миг из-за листвы показалась церковь. Это было очень внезапно,  мы очень обрадовались такому развитию событий и поспешили внутрь.

Поставив тяжелые рюкзаки на пол, мы приступили к осмотру.

Отсняв пару десятков кадров,понял, что надо бы подыскать место для установки палатки. Оставив друга с вещами в церкви, я пошёл на поиски. Дождь только усиливался, надо было очень поторопиться с выбором стоянки.

Неподалёку от церкви на полянке под соснами нашлось интересное местечко, но на всякий случай прошёл чуть дальше. Спустя пару сотен метров я вышел к полю, посреди которого возвышался 4-х метровый крест.

Когда-то здесь стояла деревня Курилово.

Побродив ещё немного по округе и не обнаружив ничего интересного, поспешил обратно.

На обратном пути... "Без дна"

Мой друг уже заждался меня и порядком замёрз. Мы отправились к той полянке, которую я присмотрел, и разбили там лагерь. У нас возникла небольшая проблема с отсутствием воды. Планируя дома маршрут, я был уверен, что без воды мы не останемся. Ведь при взгляде на карту было видно, что каждые 3-5 км нам должен будет встречаться ручей или речушка,поэтому воды мы взяли литра 4, наверное. И уже в пути было стало ясно, что всё полностью пересохло.

Первый ужин был приготовлен на воде из лужи, пропущенной пару раз через фильтр и прокипяченной на горелке.Спасибо дождику за это.

Затем ещё раз вернулся к церкви,чтобы сделать несколько кадров.

Обойдя церковь кругом я вошёл через проём в колокольне и ещё раз осмотрел её.

...тишина и покой, лишь небольшие фрагменты отделки падали в заросли крапивы с высоты в несколько метров, чем заставляли обращать на себя внимание и оборачиваться в сторону источника шума. Складывалось впечатление, что за мной кто-то наблюдает. И в очередной раз обернувшись, я понял, кто именно...

Вот такой огромный глаз пристально смотрел на меня.

Корни впивались в своды храма и постепенно разрушали его.

Печальное сообщение при входе.

Спать легли рано, часов в 9 вечера. Засыпали под удары капель о тент палатки и протяжный скрип сосен. В голове крутилась нехорошая мысль о том, что если дождь не закончится к утру, то будет совсем не хорошо, ведь сырую палатку не положишь в рюкзак.

Но утро развеяло все сомнения. Проснувшись, сразу заметил резкие тени на палатке от солнца. Второпях начал выползать и не поверил своим глазам: небо было без единого облачка, утренние лучи солнца мягко согревали тело и душу. О вчерашнем пасмурном дне уже ничего не напоминало.

Палатка была вся испещрена мелкими, ярко блестящими на солнце, капельками.

По какой-то причине натяжение водном месте ослабло и немного протёк тамбур, но никакие вещи не пострадали.

Потом был завтрак из всё той же лужи, но этот факт никак не повлиял на вкусовые качества блюд. Для ускорения просушки палатки сняли верхний тент и отнесли его к церкви и расстелили его на столике. Идея оказалась удачной и всё просохло ещё до того, как я успел собрать один из рюкзаков.

Напоследок вернулись к церкви.При ясной погоде выглядела она уже не так устрашающее, а скорее даже несколько приветливой.

Следующей нашей точкой должна быть церковь в Урочище Илкодино, собственно, к ней и двинулись.

Для начала пошли к полю, где раньше стояла деревня Курилово.

Через это поле проходила дорога, по которой мы и решили проследовать. Это была не особо укатанная грунтовка, на обочине и между колеями росла трава высотой не больше, чем по колено. Мы шли наравне каждый по своей колее. И внезапно в тот момент, когда я делал, шаг между ног проскользнула средних размеров гадюка. Скорее всего она грелась на солнце между колеями и почуяв опасность затаилась и хотела переждать, но в самый последний момент решила нас очень сильно напугать :-). Мы переглянулись, далее двигались колонной, шурша в траве перед собой палкой.Самое обидное, что эта дорога вывела к кабаньей кормушки и охотничьей вышки на небольшом отдалении от неё и закончилась тупиком. Пришлось разворачиваться и идти в обратном направлении сквозь эти травяные заросли.

Вернулись к развилке без последствий и пошли уверенной походкой по лесной дороге. Этим же путём проследовали несколькими часами раньше несколько кабанов, судя по свежим следам на песке.

Слева показался недавно выгоревший участок леса.

Почему-то необычное впечатление произвело место обуглившееся место привала.

Очень позабавила серия из дорожных знаков в такой глуши,учитывая, что цивилизация находилась километрах в 20-ти   от этих мест. (Всего их было не меньше четырёх.)

Лесь вокруг был необыкновенным, дышалось просто отменно.Погода поднимала настроение, а тело постепенно привыкало к нагрузкам и ритму.

Из всех типов лесов больше всего люблю сосновый. Высокие стройные деревья с коричневым, постепенно переходящим в оранжевый, цветом ствола очень позитивно влияют на состояние души. Да и сам по себе такой лес очень светлый и чистый.

Дорога извивалась по, казалось, бесконечному лесному массиву. Шаг за шагом, поворот за поворотом, километр за километром мы постепенно двигались к цели или не к цели.Мы не знали когда и куда придём, мы могли встать лагерем тут или там, сейчас или чуть позже, это вообще не имело никакого значения. Эдакое чувство свободы.Единственное, что не давало расслабиться полностью - это ограниченный запас воды и отсутствие каких-либо её источников в округе.

Примерно на полпути обусловились перекусить. Это была полянка на небольшом холме с редкими соснами, полностью покрытая мягчайшим мхом.Здесь же лежало сухое дерево, медленно утопающее в этом зелёном ковре. Здесь и расположились.

Основоположником одного из «тэгов» этого похода стал именно этот привал. В меню у нас был консервированный зелёный горошек, шпроты и необходимое количество кусочков белого хлеба. Смесь этих ингредиентов в определенной пропорции давала отличный эффект в плане питательности. Да и вкус нам показался настолько неповторимым и, прошу простить за каламбур, действительно, вкусным и приятным, что всё оставшееся время мы делились впечатлениями именно о этом приёме пищи, да и сейчас с улыбкой вспоминаем.

Всё хорошее имеет привычку быстро заканчиваться, поэтому мы вновь шагаем по песчаным тропам.

Дорога, сосны, компас, карты, километр за километром, выбор нужного поворота на той или иной развилке. Порой попадаются очень приятные сюрпризы в виде ежевики.

И вот первый неприятный момент. На очередной развилке у камня дорога расходилась.

Одна дорога была совершенно заросшей, но присутствовала на карте и шла через заболоченную часть леса. Вторая накатанная,но на карте не обозначена. Решив, что это объезд болота, мы двинулись по ней. Вокруг всё было покрыто мхом и подрастали молодые сосны.

Сначала мы шли почти в нужном направлении, но с каждым следующим поворотом мы уходили с желаемого курса.

По пути на обочине встречались такие валуны.

В итоге мы сделали громадный крюк километров в 12, вместо того, чтобы пройти 3 км. Хотя, осталось неизвестным, смогли бы мы пройти по той заброшенной дороге.Когда мы вышли к урочищу Мишунино, было почти 8 часов вечера.

Нам оставалось пройти до точки, где мы рассчитывали встать,примерно, 3 км и у нас оставалось всего около 400 грамм воды на двоих.

Мы очень спешили и дошли до заброшенной  церкви минут за 30. Нам уже было не до осмотра, я поспешил обследовать близлежащую территорию для выбора места для лагеря. Очень быстро нашлась подходящая полянка в лесу за церковью.

Наконец сбросив тяжёлые рюкзаки, мы упали без сил на землю.Но надо было что-то делать с водой. На карте был обозначен небольшой пруд в нескольких километрах от нас, а километрах в 5-ти протекала Клязьма. Было принято решение разделить обязанности: я остался разбить лагерь, а друг решил отправиться за водой.  Вывалив всё содержимое одного из рюкзаков на пенку и, положив в него пустые бутылки, он поспешил в путь.

Солнце медленно опускалось, на улице постепенно темнело.Лагерь я уже давно поставил, а товарища всё нету и нету. Я уже начал серьёзно волноваться. Все попытки дозвониться не увенчались успехом, связи  там просто нет. Единственное, что получилось это отправить сообщение, да и то не с первой попытки. Но ответа не последовало.

Не знаю, что делать, я побрёл неспешно к дороге. Прошёлся мимо церкви, окинул взглядом её, стоящую в сумерках с чёрными провалами окон.Потом случайно бросил взгляд в ту сторону, куда ушёл мой напарник. И заметил очертания человека, который полубегом спешит в моём направлении.

Да, это был он. На радостях, я поспешил к нему и обнял . Уже было не важно с водой он или нет, главное, что цел. Но когда я узнал, что он тащит с собой полные бутылки, я очень обрадовался и поспешил проводить его к лагерю.

И, по счастливому стечению обстоятельств,  ровно в тот момент, когда мы подошли к палатке, стемнело практически полностью.

Вооружившись налобником, я приступил к приготовлению ужина.Пока закипала вода, он рассказал о том, как добыл эту живительную влагу.  Как и следовало ожидать, вода в том маленьком пруду была совершенно непригодна для употребления, поэтому ему пришлось проследовать к руслу реки. Дорога, по которой он шёл, внезапно закончилась тупиком и ему пришлось идти сквозь лесную чащу напролом. Несколько километров он уворачивался от веток, которые пытались попасть по лицу, перелезал через упавшие деревья, преодолевал густые заросли кустов и молодняка. Так он добрался до обрывистого берега и стал искать место, где можно без последствий спуститься, набрать воды и подняться. Место было очень красивым и впечатляющим,как он сказал.  Не задерживаюсь, он поспешил в обратный путь.

Я выслушал его рассказ за кружкой чая, периодически помешивая макароны в котелке. Через несколько минут  вода уж была слита и добавлена тушёнка. И мы с удовольствие приступили к трапезе . Затем последовала ещё одна кружка чая, за которой мы уже делились впечатлениями о нашем походе и думали о предшествующем маршруте.

Около полуночи мы завернулись в свои спальники и достаточно быстро уснули.

Спасибо за внимание!

Продолжение следует...

Вторая часть здесь..

• 1
зачиталась..
очень интересно пишешь! Буду ждать продолжения.
А фотографии замечательные) Очень живые, как будто находишься там, с вами. И ещё в них ощущается лето..